17 октября 2014, 11:21

Top 5 проблем стартапов

О стартапах написано много всего. Но процент успешных как был 1 из 100 так и остался. В этой статье мы расскажем о 5 основных проблемах из собственного опыта. А так же предложим сервисы, которые действительно помогают.
Образование Бизнес

Общаясь со многими из вас и делая свои проекты, мы увидели что видеоуроки или курсы сами по себе большой ценности не несут.  Информации и знаний в избытке, их даже слишком много.

Мы стали очень образованными. Кругом люди с 1-2 высшими образованиями, кандидаты наук и т.п. Образование превратилось в массовый продукт с ценностью, стремящейся к нулю.
 
При этом процент успешных проектов  как был 1 из 100, так и остался. Их можно по пальцам сосчитать. Ваши или мои проблемы лежат не в нехватке мозгов или информации или образования. Они в другом.
 
Об этом, конечно, писали все кому не лень. Но вот мой обобщенный взгляд на ситуацию. Top5  проблем компаний и стартапов, с которыми мне доводится общаться:

 

1. Слабая команда или ее отсутствие

Проекты, стартапы - это исключительно командные виды спорта.  Барьеры входа все время снижаются. Доступ к капиталу, производственным мощностям и проч. становится все более простым и единственным эксклюзивом остается сыгранная команда.  Ежедневно появляется сотни новых возможностей, но попробуйте собрать хотя бы 3-х сильных игроков для реализации хотя бы 1-й идеи.

 

2. Отсутствие тренера / наставника

Как показала сборная Германии на по футболу и России по хоккею на ЧМ в 2014 - хороший тренер стоит больше чем любой игрок в сборной.  Можно убрать всех звезд, набрать молодых и энергичных и стать лучшей в мире командой.  То же самое показывает опыт всех компаний. 
Наставник не должен быть самым умным или самым лучшим игроком - он должен видеть игру в целом,  помогать фокусироваться и все время повышать планку. 


3. Отсутствие продаж с 1-го дня

 

Что мешает составить подобное письмо-статью еще до того как продукт готов? Что мешает начать приносить людям пользу уже сегодня? Разные отговорки: у меня нет визиток, я еще не зарегистрировали юрлицо, продукт не готов, мы не нашли офиса, что обо мне подумают и т.п.

Но если часто,  в большинстве проектов я так и не встретил ни одного препятствия, которое бы мешало продажам с 1-го дня. И главная задача тренера - заставить команду продавать с 1-го дня и увольнять сейлов до тех пор, пока не пойдут продажи.  


4. Увязнуть в рутине и в мелочах, неверно распределять ресурсы

 

Очень легко отвлечься от главного - от создания реальной пользы клиентам, то есть от продаж. Вместо продаж можно быстро соскочить на неплодотворную рутину :  делать презентации для инвесторов, разрабатывать какие-нибудь фичи, переезжать из офиса в офис, ходить на разные классные тусовки.

Можно увязнуть в бухгалтерских и юридических вопросах. Так же очень приятно увязнуть в получении образования "я не готов - мне нужно еще поучиться",- говорят некоторые. 


5. Отсутствие искреннего желания приносить людям пользу и решать их проблемы

 

Это, пожалуй, самая фундаментальная проблема. Можно увидеть, как многие фокусируются на собственном потреблении и фичах. На формулировках типа "мы самые крутые, потому что X", вместо "мы помогаем вам решать проблему Y".   Но в конечном счете  фанатично влюбленные в других побеждают довольных только собой . И это здорово.

Средний продавец продает, потому что ему нужны деньги. Отличный продавец любит помогать людям, видит их потребности и помогает им решить их проблемы.
Средний программист кодит за баксо-часы. Отличный - просто не может не кодить, он в свободное время участвует в open source проектах просто так. 


Осознав эти проблемы, мы решили изменить наш подход в uchinovoe и сфокусироваться на помощи вам в ваших проектах в виде сервиса по-подписке. Плейлисты и курсы конечно останутся, но они отойдут на второй план как справочный и вспомогательный материал.

У нас появился сервис помощи проектам с разными включенными опциями. Пока что он работает в "ручном режиме" и на сайте не виден:

  • Наставник и другие специалисты по email-подписке. Вы сможете задавать вопросы по email  и получать ответы в течение 48 часов.  Естественно - это будут люди, которые имеют за плечами опыт аналогичных успешных проектов. Их задача: смотреть на проект со стороны и фокусировать вас на главном. Так же мы сделаем возможным задавать вопросы интересующим вас специалистам (SMM, SEO, e-mail маркетинг и т.п.)
  • Нетворкинг. Мы будем регулярно помогать вам в нетворкинге и знакомить друг с другом. Например, у нас есть несколько проектов в области “доставка продуктов”. Если вы прямо не конкурируете, мы познакомим вас друг с другом + с магазинами и ресторанами. А так же порекомендуем вам наставника, тот кто уже сделал подобный проект успешно. Идеальные знакомства – это когда вас знакомит и представляет 3-я независимая сторона, то есть мы.  У большинства людей всего по 100-200 знакомых. Этого явно недостаточно, чтобы сформировать отличную команду. 
  • Аутсорсинг бухгалтера и юриста. В большинстве случаев (до тех пор пока у вас в команде до 10 человек) они не нужны в штате и могут вести вашу компанию удаленно. Плюс это помогает на заниматься рутиной, а сфокусироваться на главном.  

 

Автор

Алексей Черняк
Учи_новое (CEO&Founder)
Я - CEO&Founder Учи_новое. Со-основать Groupon Russia(ДарБери). Разбираюсь в бизнес-моделях. Спрашивайте.

Есть вопрос?