29 мая 2013, 19:40

Как превратить обучение в игру

Традиционные формы обучения с каждым днём становятся всё менее популярными, тем более, сейчас, в тёплое время года, когда учиться ну совсем неохота. Другое дело — игры. От них не то что ребёнка — взрослого не оторвёшь. Учёные-педагоги всё чаще думают о том, как совместить приятное с полезным, и изобретают всё новые формы геймофикации образования.
Образование

Итак, как же превратить обучение в приятное времяпрепровождение? Есть несколько проверенных путей.

1. Назначить награду за хорошие оценки, написанную работу, полученные баллы и т. д. Наверняка у всех нас были знакомые, которые в школе за пятёрки получали назначенную сумму денег. Необязательно превращать процесс получения хороших отметок в товаро-денежные отношения, можно пообщать ребёнку поход в музей, театр, зоопарк, цирк или ещё куда-то, куда он давно хотел, а себе (если учитесь вы сами) — отпуск после получения диплома, новый гаджет или даже просто спокойный вечер у телевизора с баночкой пива. Главное — обозначить мотивацию. Если расширение кругозора, повышение статуса и получение новых навыков порой кажутся слишком призрачной перспективой, пообещайте ученику/себе что-то более конкретное.

2. Ввести элемент соревновательности или даже целую систему рейтингов. Если учиться одному нудно и скучно, нужно найти себе товарища по несчастью, а точнее — соперника, или даже нескольких. Теперь вам точно не захочется упасть в грязь лицом и вы будете искать любые способы обойти их по количеству прослушанных лекций, прочитанных книг, выполненных заданий, полученных баллов и т. д.

3. Превратить абстрактные задачи в реальные. Пожалуй, самое важное, что можно вынести из процесса обучения, — это навыки, которые можно применять в реальной жизни. Но абстрактные формулировки задач как ни что другое препятствуют этому. Ну кому будут интересны эти бесконечные пункты А и Б, гипотетические бассейны с гипотетическими кранами, из которых течёт гипотетическая вода, и яблоки, вкуса которых никто и никогда не узнает (вдруг они настолько невкусные, что ученик будет готов не то что делиться, а отдать всё?). Американский учитель математики Дэн Мэйер предложил вернуть задачам их изначальный смысл: например, вместо классической иллюстрации в виде абстрактной бочки он показывает своим ученикам видео бака, стоящего у него во дворе, в который набирается вода. И так с любой другой задачей. Успех ученика не сводится к тому, может ли он подставить цифры в формулу или нет: он вовлекается в интересный контекст и может проявить свои творческие способности, используя нестандартный подход к решению. Даже те, кого старашат формулы, не «уходят в себя» в самом начале урока, а доходят до конца.

4. Использовать на уроке аудио- и видеоматериалы, презентации, контактные игры и прочие «оживляющие» элементы. Далеко не все готовы слушать преподавателя 45, а то и 80 минут подряд, а некоторые и вовсе не могут воспринимать информацию на слух. Вставляйте в свой рассказ прослушивание песен, реальных диалогов, просмотры фильмов и красочных презентаций, конкурсы, игры — всё, что придумаете.

5. Активно задействовать приложения в смартфонах. Чтобы учиться, необязательно сидеть на уроках и парах, нанимать преподавателя и читать много книг. Для того чтобы учить языки, тренировать память и запоминать имена художников и их картин (а также много чего ещё), можно закачать себе в телефон множество соответствующих приложений (искать на App Store, Google Play, Yandex.Store и т. п.). Для тех, кто предпочитает учиться за компьютером, есть сайты и программы, организованные по тому же принципу, например, Memrise.com.

6. И, наконец, вовсе перенести процесс обучения в компьютерную игру. Первой попыткой такого рода была игра Carmen Sandiego, которая должна была увлечь детей географией. Сейчас крайне популярны World of Classcraft (WoC), в которой монстры, с которыми надо сражаться, превращаются в домашние задания, боссы становятся тестами, а ученики получают баллы за каждое пройденное «препятствие», и SimCityEDU, которая анализирует осознанность выбора учеником того или иного действия, например, при «строительстве» городской электростанции.

Чем же так хороша игровая составляющая в обучении?

а) Это хорошо известная и привычная форма деятельности для человека любого возраста, поэтому он будет чувствовать себя в ней гораздо комфортнее и уверенее.

б) Влияние игры на человека невозможно ограничить каким-либо одним аспектом: она захватывает человека сразу со всех сторон. Таким образом человека можно полностью погрузить в процесс обучения.

в) Игра не оставляет человека в стороне: она заставляет его активизироваться в любом случае, вызывает высокое эмоциональное и физическое напряжение.

г) Играючи, гораздо проще преодолевать препятствия и психологические барьеры.

Присоединяйтесь к нашим сообществам VK и на Facebook!

Автор

Учи
образовательный продюсер
Учи_новое — это сообщество для обмена знаниями. Здесь каждый может поделиться своим опытом или, наоборот, научиться чему-нибудь с помощью статьи, плейлиста, вебинара или мастер-класса.

Есть вопрос?