05 августа 2013, 01:04

Что такое интеллект-карты и чем они полезны в обучении

Интеллект-карта — это техника представления любого процесса, события, мысли или идеи в систематизированной визуальной форме. Примеры создания таких карт можно встретить в научных трудах даже несколькосотлетней давности, но широкое применение техники Mind Maps началось благодаря английскому психологу Тони Бьюзену.
Образование

Термин Mind Maps на русский язык переводится по-разному: «интеллект-карты», «карты ума», «карты мыслей», «карты мышления», «ментальные карты», «карты памяти» и т. д., но суть одна: такой способ информации позволяет наиболее наглядно отобразить смысловые, причинно-следственные, ассоциативные связи между понятиями, событиями, идеями. 

Человеческому мозгу достаточно трудно усваивать большое количество информации в линейном символьном виде (тексты, списки, таблицы), а уж воспринять весь её объём одним взглядом в таком состоянии совершенно невозможно. Поэтому интеллект-карты тут оказались очень кстати. Их основные свойства:

  • они основаны на ассоциациях,
  • задействуют иерархическое мышление,
  • имеют притягательный визуализированный облик: цвет, картинки, значки.

Использовать интеллект-карты можно с самыми разными целями: чтобы спланировать рабочий день, выстроить план работы над проектом, составить краткий пересказ прочитанного, прикинуть структуру новой книги и т. д. Особенно привлекательной такая система работы с информацией кажется студентам и преподавателям. Чем же она может быть полезна при обучении?

  1. Помогает создавать ясные и понятные конспекты лекций, книг и учебников.
  2. Делает написание рефератов, курсовых, дипломов и диссертаций простым и тщательно спланированным процессом, а не хаотичным вечно висящим над головой грузом.
  3. Способствует запоминанию списков, цепочек понятий, имён и дат.
  4. Даёт возможность объяснить любую тему понятнее и быстрее.
  5. Помогает управлять временем и планировать подготовку к экзаменам и проч.
  6. Служит копилкой идей, которая всегда под рукой.
  7. Генерирует новые идем, способствует творчеству.
  8. Помогает чётче увидеть все «за» и «против», принять более взвешенное и продуманное решение.
  9. Подсказывает, с чего начать, на чём вы остановились и куда идти дальше.
  10. Помогает следить за своим продвижением к поставленной цели.
  11. Выстраивает последовательный путь решения проблемы.

Советы по созданию интеллект-карт

  • Старайтесь не использовать на одной «ментальной карте» больше 5-7 элементов, если не получается — объедините их в группы.
  • Не старайтесь забить элементами всё пространство интеллект-карты: оставляйте «просветы», чтобы зрители не пугались «каши» и могли ориентироваться в схеме.
  • Интеллект-карта должна быть логична: следите за причинно-следственными связями (что за чем идёт, что к чему и как относится).
  • Используйте как можно больше визуальных образов: разные цвета, значки, рисунки.
  • Удобнее всего для запоминания симметричные интеллект-карты.
  • Центральное место в «ментальной карте» должен занимать ключевой элемент.
  • Если нужно отобразить временную шкалу, то обычно слева помещают прошедшее время, справа — будущее.
  • Используйте стрелки, когда необходимо показать связи между элементами.
  • Размещайте ключевые слова над соответствующими линиями.
  • Придерживайтесь принципа: по одному ключевому слову на каждую линию.
  • Не пишите слишком много текста, используйте кодирование информации — сокращения, символы, значки.
  • Используйте печатные буквы.
  • Старайтесь все слова располагать горизонтально.
  • Делайте главные линии плавными и более жирными.
  • Отграничивайте блоки важной информации с помощью рамок.

Тони Бьюзен в общей сложности написал 82 книги на эту тему, в которых систематизировал принципы конструирования ментальных карт и правила их использования. Самая известная из них — «Научите себя думать», входящая в список 1000 величайших книг тысячелетия.

Сервисы для создания интеллект-карт

Автор

Учи
образовательный продюсер
Учи_новое — это сообщество для обмена знаниями. Здесь каждый может поделиться своим опытом или, наоборот, научиться чему-нибудь с помощью статьи, плейлиста, вебинара или мастер-класса.

Есть вопрос?