20 марта 2013, 17:15

8 принципов японской философии кайдзен, которые помогут наладить бизнес даже в России

Оказывается, управление большинства японских компаний строится на принципах философии «непрерывного совершенствования» — кайдзен. И это не какая-нибудь метафизическая ерунда, а целая система, направленная на улучшение процессов в работе и повседневной жизни.
Бизнес

Благодаря использованию методов кайдзен японские компании восстанавливались после Второй мировой войны, а впервые по отношению к бизнесу их применила Toyota — и посмотрите, где сейчас она, а где — «Автоваз»… Эта стратегия предполагает постоянное улучшение работы всех сотрудников компании — от курьеров до топ-менеджеров — и не требует больших материальных затрат. Нужно только направить мысли в нужную сторону.

Итак, рассмотрим 8 главных принципов практики кайдзен. Не зря это число в Японии считается счастливым: иероглиф, который обозначает эту цифру, похож на раскрываемый веер («суэхирогари») — символ постоянного движения наверх.

Принцип первый. Улучшениями нужно заниматься ежедневно. Здесь действует следующая логика: усовершенствовал сегодня один процесс, задайся вопросом, что ты будешь улучшать завтра. Изменения должны охватывать все сферы организации: начиная со способов производcтва и заканчивая личными взмаимоотношениями сотрудников и поставкой в офис ручек.

Так-так, теперь мне есть что улучшить завтра!

Так-так, теперь мне есть что улучшить завтра!

Принцип второй. Ежедневные изменения могут быть небольшими и, возможно, не столь заметными, зато в совокупности они позволят одержать стратегическую победу.

И пусть сегодня я всего лишь перевесил кнопки на доске — завтра это приведёт меня к стратегическим победам!

И пусть сегодня я всего лишь перевесил кнопки на доске —
завтра это приведёт меня к стратегическим победам!

Принцип третий. Совершенствовать надо не только бизнес-процессы, но и себя. Начать лучше всего с самодисциплины — умения не опаздывать и контролировать своё поведение. Затем нужно определить круг вопросов, за которые отвечаете лично вы и заняться в первую очередь ими.

Я себя контролирую, контролирую я себя... кому сказал, контролирую!

Я себя контролирую, контролирую я себя… кому сказал, контролирую!

Принцип четвёртый. Отношения между работниками и отделами должны быть максимально открытыми.Каждый должен понимать, что происходит в его компании. Все проблемы также должны обсуждаться открыто.

Ну так нам же говорили: отношения должны быть максимально открытыми...

Ну так нам же говорили: отношения должны быть максимально открытыми…

Принцип пятый. Руководитель должен регулярно посещать место, где производится его товар или услуга,так называемую гембу. Он должен бывать там чаще, чем в собственном офисе. Только так он узнает истинное положение вещей и будет в центре своего бизнеса.

Начальник пришёл узнавать истинное положение вещей

Начальник пришёл узнавать истинное положение вещей

Принцип шестой. Все процессы можно и нужно автоматизировать. Если у вас не получается, попробуйте посмотреть на проблему под другим углом.

Доавтоматизировались...

Доавтоматизировались

Принцип седьмой. Качество должно встраиваться в сам процесс. Не нужно городить сложные системы проверки и проверки за проверкой — это только усложнит дело и обозлит работников, но не даст качества. Оно должно быть заложено изначально — в отношении сотрудников к своим обязанностям.

Нет, у нас никто ни за кем не следит, вы что!

Нет, у нас никто ни за кем не следит, вы что!

Принцип восьмой. Каждый сотрудник иметь свою зону полномочий и ответственности. Он должен чувствовать, что от него реально зависит судьба компании — пусть даже дело касается настроения начальника, выпившего чашку сваренного им кофе.

Дайте каждому почувствовать себя начальником

Я начальник по обгрызанию ручек!

Если вас заинтересовала философия кайдзен, то гораздо больше вы сможете узнать об этом из книги Масааки Имаи «Кайдзен. Ключ к успеху японских компаний».

Автор

Учи
образовательный продюсер
Учи_новое — это сообщество для обмена знаниями. Здесь каждый может поделиться своим опытом или, наоборот, научиться чему-нибудь с помощью статьи, плейлиста, вебинара или мастер-класса.

Есть вопрос?