01 июля 2013, 15:47

Психологические особенности восприятия информации

Для того чтобы сделать обучение наиболее эффективным, необходимо учесть некоторые психологические особенности восприятия информации человеком. Так, например, лучше всего он воспринимает то, в чём сам принимает участие как активный деятель. Но пока в классических программах обучения на этот метод приходится только 1% излагаемого материала. О том, как это исправить, в этой статье.
Образование

Когда мы пытаемся кого-то чему-то научить, в первую очередь мы обращаемся к органам чувств своего ученика, являющимися его «окнами в мир». Слушает ли обучающийся нашу лекцию, смотрит на доску или проводит опыт вместе с нами, прежде всего в работу включаются его ощущения и восприятие, и только затем — запоминание, установление ассоциаций, осмысление и т.д.

Существует три пути восприятия информации:

  1. визуальный (здесь задействовано зрение),
  2. аудиальный (через слух);
  3. кинестетический (основанный на ощущениях, чувствах: вкус, тактильность, обоняние).

​​

В ходе психологических экспериментов было доказано, что зрительные анализаторы обладают более высокой пропускной способностью, чем слуховые: 90% процентов всей информации, воспринимаемой человеком, приходится именно на зрение. Глаз способен воспринимать миллионы бит в секунду, ухо — только десятки тысяч. К тому же, данные, воспринятые с помощью глаз, более осмысленны и лучше сохраняются в памяти. Не зря говорят: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Зато усваивается и запоминается лучше информация, которая была получена при непосредственном участии человека в процессе (опыт, эксперимент, практика и проч.).

Однако до сих пор в школах и вузах основным источником информации остаётся речь преподавателя... Отсюда и все проблемы с качеством образования. Надо в корне менять средства подачи информации так, чтобы они соответствовали особенностям человеческого восприятия: использовать как можно больше презентаций, схем, таблиц, иллюстраций, опытов, игр и экспериментов.

Определение типа восприятия учеников

Всё, что было сказано выше, носит усреднённый характер. На самом же деле в жизни всё немного сложнее: несмотря на то, что вообще визуальный способ восприятия мира преобладает, есть люди, с повышенными аудиальными или кинестетическими способностями (аудиалы и кинестетики), хотя их гораздо меньше, чем визуалов. Чтобы подобрать программу обучения, подходящую тому или иному ученику, можно провести небольшой тест на выявление ведущей системы.

Попросите ученика представить что-нибудь из явлений природы — то, что связано с положительными эмоциями (море, сад, поле, лес, дорогу, горы) — и пусть он опишет свои ассоциации и впечатления, связанные с этим явлением. Если первыми он назовёт зрительные образы, а уже потом заговорит о звуках и чувствах, то его ведущая система — зрительная, он визуал. Если сначала он будет «слышать» шорох листьев, шум моря, пение птиц и проч., вне сомнений — он аудиал. А если для того чтобы представить что-то, ему нужно сначала восстановить чувства (ощущения тепла, прохлады, бемятежности, спокойствия, бодрости), то у него преобладает память телесных, обнятельных и вкусовых ощущений. Такой человек называется кинестетик. Исходя из этого, можно выбрать наиболее подходящую форму обучения или сочетать сразу несколько.

Советы по обучению визуалов

  • Старайтесь при обучении делать напор на наглядные пособия: книги, видео, графики, фотографии.
  • Прежде чем начать что-то рассказывать, запишите на доске тему и практическую цель — это поможет сосредоточиться.
  • Для заучивания слов и фраз отлично подойдут стикеры, развешенные по классу/комнате или карточки, которые можно носить с собой (более продвинутый вариант — мобильные приложения, созданные по принципу flash cards).
  • Сложные слова и термины лучше выписывать на доску.
  • Многие визуалы любят учиться одни, поэтому для выполнения тестов и контрольных работ их лучше оставлять в тишине и уединении.
  • Таким ученикам нужно обязательно вести конспект урока, выделяя важную информацию разноцветными ручками, маркерами, стикерами.
  • Используйте фильмы с субтитрами, презентации, интернет.
  • Составьте письменные инструкции для выполнения той или иной работы (схема разбора предложения, план построения графика функций и т. д.).
  • Для лучшего запоминания постарайтесь помочь ученику представить визуальный образ изучемого предмета, явления, слова.
  • Для самостоятельной тренировки устной речи, диалогов, будет полезно использовать зеркало (и даже записать себя на видеокамеру в телефоне, фотоаппарате или компьютере).
  • Посоветуйте ученику вести блог или журнал на своём или иностранном языке в одной из социальных сетей, найти иностранных друзей по переписке для тренировки языковых навыков.

Советы по обучению аудиалов

  • В этом случае как раз лучше как можно больше слушать и говорить: устраивайте обсуждения, лекции, аудиопрослушивания, ролевые игры.
  • Демонстрируя визуальные материалы (схемы, картинки, графики, карты и т. д.), все важные вещи, выводы произносите вслух.
  • При изучении иностранного языка как можно больше читайте вслух.
  • Используйте обучение в парах и группах: пусть ученики пересказывают друг другу то, что показалось им важным.
  • Посоветуйте ученикам записать материал, который необходимо выучить, на карточках и время от времени перечитывать его вслух.
  • Используйте онлайн-словари с возможностью прослушать выбранное слово, обязательно повторяйте его несколько раз.
  • Давайте ученикам слушать как можно больше подкастов и аудиокниг.

Советы по обучению кинестетиков

​​

  • Кинестетикам полезно много двигаться — используйте при обучение физические упражнения, игры, эксперименты, прогулки.
  • Попробуйте использовать музыкальный фон (лучше всего спокойную, классическую музыку).
  • Для настраивания на рабочий лад кинестетикам важно иметь обустроенное рабочее место.
  • Почаще делайте активные перерывы: 25-30 минут работы, 1-5 минут — перерыв.
  • Для заучивания какого-либо материала необходимо переложить его своими собственными словами и записать для закрепления.
  • Советуйте ученикам слушать побольше разных диалогов, аудиокниг и подкастов во время прогулок, пробежек, занятий спортом.

Общие рекомендации

Важно понимать, что не стоит зацикливаться на каком-то одном из этих типов восприятия, потому как идеальные условия для обучения будут существовать не всегда. Если ученик чувствует себя максимально комфортно в отработанном стиле обучения, вводите элементы из других систем, чтобы развить слабые стороны.

И помните, любая информация, которую вы хотите донести до слушателей, должна обладать следующими свойствами:

  1. достоверность,
  2. полнота,
  3. ценность,
  4. ясность,
  5. актуальность.

Автор

Учи
образовательный продюсер
Учи_новое — это сообщество для обмена знаниями. Здесь каждый может поделиться своим опытом или, наоборот, научиться чему-нибудь с помощью статьи, плейлиста, вебинара или мастер-класса.

Есть вопрос?